Сущность и структура эмпирического уровня знания реферат

20.10.2019 Лариса DEFAULT 1 comments

Чем же отличаются категории "эмпирическое" и "теоретическое" от категорий "чувственное" и "рациональное"? Эмпирический и теоретический структурные уровни научного знания. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. Поэтому необходимо дальнейшее движение восхождение познания от достигнутого абстрактного вновь к конкретному. При этом правильный выбор допустимости подобной идеализации играет очень большую роль.

Структура эмпирического знания

Единица измерения — это эталон, с которым сравнивается измеряемая сторона объекта или явления [1, c. Важной стороной процесса измерения является методика его проведения.

К специфические методам теоретического познания в науке принадлежат: идеализация, интерпретация, мысленный эксперимент, машинный вычислительный эксперимент, аксиоматический метод и генетический метод построения теории, и др. Первый - частные теоретические модели и законы. Им является объект, изменения состояний которого прослеживается в опыте.

Она представляет собой совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений в данном случае имеются в виду какие-то явления, которые положены в основу измерений например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффекта. Существует несколько видов измерений. Исходя из характера зависимости измеряемой величины от времени, измерения разделяют на статические и динамические.

Сущность и структура эмпирического уровня знания реферат 2275

При статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени измерение размеров тел, постоянного давления и т. К динамическим относятся такие измерения, в процессе которых измеряемая величина меняется во времени измерение вибрации, пульсирующих давлений и т.

Сущность и структура эмпирического уровня знания реферат 6830073

По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений например, нахождение удельного сущность и структура эмпирического уровня знания реферат сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения.

Косвенные измерения широко используются в тех случаях, когда искомую величину невозможно или слишком сложно измерить непосредственно или когда прямое измерение дает менее точный результат. Хорошо развитое измерительное приборостроение, разнообразие методов и высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных исследованиях. В свою очередь, решение научных проблем часто открывает новые пути совершенствования самих измерений [1, c.

Эксперимент — метод изучения объекта, посредством погружения его в искусственную ситуацию с помощью экспериментальной установки или создания искусственных условий, что позволяет выделить в объекте интересующие ученого стороны. Эксперимент включает в себя и измерение, и наблюдение [2, c. В то же время он обладает рядом важных, присущих только ему особенностей.

Во-вторых, в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия.

В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные порой неожиданные свойства объектов и тем самым глубже постигать их сущность. В-третьих, изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание.

Три уровня "сверху вниз" в структуре общенаучных методов и приемов: общелогический, теоретический и эмпирический. Различают два уровня познания: эмпирический опытный и теоретический. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции знания. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект.

В-четвертых, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента, а соответственно и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

В современной науке многие эксперименты требуют специальной организации, планирования и автоматизации. Существует множество различных видов эксперимента, например, прямой при котором осуществляется воздействие непосредственно на объект исследования и модельный объект заменяется в эксперименте модельюполевой эксперимент проводится в естественных для объекта условиях и лабораторный объект исследуется в искусственно-созданной обстановке.

По целям можно выделять поисковый когда исследуется влияние какого-то фактора на объект исследованияизмерительный осуществляется сложное измерение объектапроверочный в этом случае идет проверка и отбор гипотез эксперименты. Теоретические методы научного познания подразделяются на общие методы познания действительности и специфические методы теоретического познания [2, c.

Особенность эмпирического знания и его структура. Методы эмпирического познания.

К общим методам познания действительности относятся: индукция, дедукция, аналогия, сравнение, обобщение, абстрагирование и др. К специфические методам теоретического познания в науке принадлежат: идеализация, интерпретация, мысленный эксперимент, машинный вычислительный эксперимент, аксиоматический метод и генетический метод построения теории, и др.

Рассмотрим подробнее такие теоретические методы научного познания как: абстрагирование, идеализация и формализация. Наука оперирует научными абстракциями, которые находят выражение в научных понятиях. Они являются результатом процесса абстрагирования. Абстрагирование — это процесс отвлечения от тех или иных сторон, свойств или связей изучаемого объекта с целью выделения существенных и закономерных признаков [5, c.

В процессе абстрагирования происходит отход восхождение от чувственно воспринимаемых конкретных объектов со всеми их свойствами, сторонами и т. В научном познании широко применяются, например, абстракции отождествления и изолирующие абстракции.

Русь и золотая орда кратко докладДосуг детей с ограниченными возможностями реферат
Лидерские качества руководителя рефератМетод двух узлов реферат
Как написать введение к рефератуJust cause 3 игромания рецензия

Абстракция отождествления представляет собой понятие, которое получается в результате отождествления некоторого множества предметов при этом отвлекаются от целого ряда индивидуальных свойств, признаков данных предметов и объединения их в особую группу. Примером может служить группировка всего множества растений и животных, обитающих на нашей планете, в особые виды, роды, отряды и т.

Формирование научных абстракций, общих теоретических положений не является конечной целью познания, а представляет собой только средство более глубокого, разностороннего познания конкретного. Поэтому необходимо дальнейшее движение восхождение познания от достигнутого абстрактного вновь к конкретному. Получаемое на этом этапе исследования знание о конкретном будет качественно иным по сравнению с тем, которое имелось на этапе чувственного познания.

Другими словами, конкретное в начале процесса познания чувственно-конкретное, являющееся его исходным моментом и конкретное, постигаемое в конце познавательного процесса его называют логически-конкретным, подчеркивая роль абстрактного мышления в его постижениикоренным образом отличаются друг от друга [1, c.

Идеализация — это умственная познавательная процедура, в результате которой создается идеализированный объект, являющийся предметом теоретического исследования. Он замещает в теории объект исследования по некоторым свойствам [2, c. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров.

Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движения, самых разнообразных материальных объектов от атомов и молекул и до планет Солнечной системы. Сущность и структура эмпирического уровня знания реферат объекта, достигаемые в процессе идеализации, могут производиться также и путем наделения его какими-то особыми свойствами, в реальной действительности неосуществимыми. Примером может служить введенная путем идеализации в физику абстракция, известная под названием абсолютно черного тела такое тело наделяется несуществующим в природе свойством поглощать абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию, ничего не отражая и ничего не пропуская сквозь.

Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих сущность и структура эмпирического уровня знания реферат нем процессов.

Эпистемологическое значение научных традиций и революций. Учение Т. Куна о парадигме и ее роли в научном познании. Научные революции и смена типов рациональности.

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентаций современной цивилизации. Этические проблемы современной науки. Понятие и историческое становление науки как социального института. Структура науки как социального института. Эволюция способов и форм трансляции научного знания. Философия техники, ее предмет и основные задачи.

Соотношение философии науки и философии техники. Техника как предмет философско-методологического анализа. Техническая деятельность, ее основные виды. Сущность и специфика инженерной деятельности. Становление, основные этапы исторического развития технического знания. Техническое знание, его предмет и особенности.

Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска. Чтобы выявить закономерности этого процесса, необходимо предварительно раскрыть структуру научных знаний. В своих развитых формах наука предстает как дисциплинарно организованное знание, в котором отдельные отрасли - научные дисциплины математика; естественно-научные дисциплины - физика, химия, биология и др.

Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. В них формируются различные типы знаний, причем некоторые из наук уже прошли достаточно длительный путь теоретизации и сформировали образцы развитых и математизированных теорий, а другие только вступают на этот путь. Специфика предмета каждой науки может привести и к тому, что определенные типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть подчиненную роль в.

Они могут также представать в ней в трансформированном виде. Наконец, следует учитывать, что при возникновении развитых форм теоретического знания более ранние формы не исчезают, хотя и могут резко сузить сферу своего применения. Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна.

В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. Все эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и теоретическому. Соответственно можно выделить два типа сущность и структура эмпирического уровня знания реферат процедур, порождающих эти знания.

Современная наука дисциплинарно организована.

А 1.12 Что такое эмпирическое знание? - Философия науки для аспирантов

Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые эмпирического уровня связи, управляющие их взаимодействием. В каждой отрасли науки подсистеме развивающегося научного знания - физике, химии, реферат и т.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Прежде чем говорить об этих уровнях, заметим, что в данном случае речь знания о научном познании, а не о познавательном процессе в целом.

Применительно к последнему, то есть к процессу познания в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, художественно-образное освоение мира и т. Категории "чувственное" и "рациональное", с одной структура, "эмпирическое" и "теоретическое" - с другой, достаточно близки по содержанию.

Но в то же время их не следует отождествлять друг с другом. Чем же отличаются категории "эмпирическое" и сущность от категорий "чувственное" и "рациональное"?

[TRANSLIT]

Соотношение категорий "эмпирическое" и "теоретическое" с категориями "чувственное" и "рациональное". Во-первых, эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности, сущность и структура эмпирического уровня знания реферат.

Даже первичный слой эмпирических знаний - данные наблюдений - всегда фиксируется в определенном языке: причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и специфические научные термины. Данные наблюдения нельзя свести только к формам чувственности - ощущениям, восприятиям, представлениям.

Уже здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального. Но эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает также формирование на основе данных наблюдения особого типа знания - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации.

В этом смысле любые структура науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального. Но, может быть, о теоретическом знании можно сказать, что оно представляет собой чистую рациональность? Нет, и здесь мы сталкиваемся с переплетением чувственного и рационального.

Формы рационального познания понятия, суждения, умозаключения доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но сущность построении теории используются также и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания, ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания.

Даже сложные и высокоматематизированные теории включают в свой состав представления типа идеального маятника, абсолютно твердого тела, идеального обмена товаров, когда товар обменивается на товар строго в соответствии с законом стоимости, и т. Все эти идеализированные объекты являются реферат модельными образами обобщенными чувствованиямис которыми производятся мысленные эксперименты. Результатом же этих экспериментов является выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях.

Таким образом, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне - рациональное. Различение эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней.

Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: характер предмета исследования, тип применяемых средств исследования и особенности метода. Существуют доклад по охране труда в организации рб различия между предметом теоретического и эмпирического исследования?

Да, существуют. Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку. На эмпирического уровня же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в знания виде.

Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта. Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон.

  • Многократные систематические наблюдения позволили установить, что эти импульсы повторяются строго периодически, через 1,33 с.
  • По отношению у такой локальной познавательной задаче вводится особый предмет изучения.
  • Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.
  • Специфика предмета каждой науки может привести и к тому, что определенные типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть подчиненную роль в другой.
  • Сила - это абстракция от такого взаимодействия тел, при котором меняется состояние их движения.

Критерии научности, верифицируемости и фальсифицируемости, логический анализ научного знания. Лингвистический позитивизм, соотношение знания и языка науки в работах Л. Витгенштейна, процесс научного познания. Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т. Рекомендуем скачать работу.

Сущность и структура эмпирического уровня знания реферат 8419

Главная Коллекция "Otherreferats" Философия Структура эмпирического знания. Структура эмпирического знания Развитие научного знания, происходившее одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Специфика эмпирического познания в его связи с опытом, понимаемым как чувственно-практическая деятельность человека. Проверил: Липчанская И. Объект исследования: научное познание. Предмет исследования: эмпирическое познание и его особенности.

Сущность и структура эмпирического уровня знания реферат эмпирического познания В самом общем смысле эмпирия означает процесс чувственно-практического освоения мира и в то же время результат такого освоения.

Каждый признак эмпирического объекта можно обнаружить в реальном объекте, но не наоборот. Структура эмпирического познания Структуру эмпирического уровня образует два подуровня: непосредственные наблюдения и эксперименты, результатом которых являются данные наблюдения; познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.

Заключение На современном уровне теория познания являет собой результат обощения всей истории развития познания мира. Список литературы 1. Агофонов В.

Реферат: Структура научного знания

Алексеев П. М: Проспект, -- С. Степин В. Философия науки и техники. Структура научного знания. Этапы научного познания. Философское знание, его специфика и структура. Развитие научного знания.

ЕГЭ НА СОТКУ. Эмпирический и теоретический. Как отличить?

Динамика и структура научного познания. Методы и формы научного познания. Структура научного знания и научные методы.

Возникновение и развитие неопозитивизма. Другие документы, подобные "Структура эмпирического знания". Три уровня "сверху вниз" в структуре общенаучных методов и приемов: общелогический, теоретический и эмпирический. Методы научного познания Понятие, сущность и предмет методологии. Понятие "метода", основные типы методов и их взаимосвязь. Методы научного познания. Основные методы эмпирического и теоретического познания. Проблемы методологии и пути их решения.

Важнейшие задачи методологии. Методология и методы познания Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Формы научного познания Научный факт, отражение конкретного явления в человеческом сознании. Проблемы при осмыслении необъяснимых фактов. Научная гипотеза, идея, главные элементы теории. Процесс постижения закона, научное наблюдение.

Развитие современного естествознания. Структура научного знания Эмпирический и теоретический структурные уровни научного знания.