Счастье как основание нравственной жизни реферат

30.10.2019 luftflipbionai DEFAULT 1 comments

Если мы предполагаем, что человек не свободен, если, например, все его действия определены волей Бога или закономерностью природы, то нельзя говорить о морали или нравственности, поскольку тогда нет места нравственной ответственности. Эта Y ему просто противна, но он все-таки делает ей добро, потому, что это его долг. Даже смех и всеми нами любимое мороженое тоже обладают "гормоном счастья". Если смысл жизни — это как бы объективная оценка значимости существования человека, то счастье — это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности. Понятие счастья воспринималось древними философами как некое абсолютное благо. Мы живем в уме, а не в мире.

Большинство же счастливых людей имеют проекты менее сложные и приносящие больше удовольствий, значимых для индивида в данный период времени. Поэтому ощущение счастья зависит от множества факторов. Во-первыхлюди должны достигать цели, приносящей кратковременные моменты счастья, испытывая при этом продолжительную неудовлетворенность, из-за несоответствия кратковременной цели и цели, отодвинутой во времени.

Во-вторыхэти цели и желания могут находиться в конфликте, и поэтому их полное удовлетворение невозможно. А так как эти цели и желания могут быть и неосознанными, то будет трудно их определить и интегрировать, если они противостоят друг другу. В-третьихлюди могут быть лишены возможности переживания счастья, если цели и желания отсутствуют. И в-четвертыхлюди могут быть не в состоянии достичь свои цели по причине отсутствия достаточных способностей и умений, а также если их цели слишком высоки.

Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции — от Древней Греции до наших дней, — которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей:.

Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность — счастье как основание нравственной жизни реферат субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла.

Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления. Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, счастье как основание нравственной жизни реферат в разных сферах.

Счастье как основание нравственной жизни реферат 5708

Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность.

Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант — ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Если смысл жизни — это как бы объективная оценка значимости существования человека, то счастье — это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности.

Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных счастье как основание нравственной жизни реферат физических сил, стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности, равнодушия, инертности.

Правда если понимать счастье лишь как чувство удовлетворения, то придется признать равноценность любых переживаний удовлетворенности, а значит, и счастья: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла. В гуманистической этике существует мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть Э.

Счастье как основание нравственной жизни реферат 9708

Фромм - быть нравственно автономной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Необходимые условия счастья:. Объективные - удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Поэтому материальное благополучие и жизненный комфорт - еще не счастье, а лишь норма человеческого существования, условие счастья. Субъективны - внутренняя готовность и способность личности к счастью - своего рода талант, в котором проявляется глубина и яркость личности, ее внутренняя энергия.

В конечном счете, это - нормальное состояние человека. И поэтому отказ от счастья есть предательство личности, подавление в себе собственной индивидуальности, а утрата способности к счастью — показатель деградации личности, душевного сколько содержит доклад, неспособности найти главную линию в жизни.

Итак, для счастья необходимы следующие условия:. Счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореализации личности.

Счастье как основание нравственной жизни реферат невозможно при пассивном образе жизни. Счастье не есть непрерывное состояние радости. Предчувствие, предвкушение счастья, его ожидание часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление. Счастье существует только во взаимном общении, во взаимодействии людей.

Им нельзя владеть, обособившись ото. Счастье не может счастье как основание нравственной жизни реферат абсолютным. Оно — не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи. Счастье временно, преходяще. Когда мы счастливы, мы всегда испытываем неосознанный страх: страх потерять счастье, страх, что оно пройдет, кончится.

Как мы Неосознанно отказываемся от СЧАСТЬЯ!

Это, с одной стороны, омрачает счастье, придает ему привкус горечи, а с другой — ориентируем нас на бережное отношение к счастью. Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борьбой — преодолением тех или иных обстоятельств.

[TRANSLIT]

Счастье как основание нравственной жизни реферат может базироваться не только на высоких моральных ценностях, в его основе могут лежать и антиценности ради которых человек иногда сознательно идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгновений пусть призрачного, но счастья. Мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье — только по-настоящему нравственный человек.

Счастье как эмоциональное переживание чрезвычайно "многоцветно". Основываясь на положительной счастье как основание нравственной жизни реферат целом оценке человеком своей жизни, оно включает в себя разнообразные эмоциональные состояния, в том числе и отрицательные.

Отождествление счастья с непрерывно длящимся наслаждением дезориентирует человека, установка на "сплошное блаженство" выраженная на современном молодежном сленге девизом "все - в кайф" искажает систему ценностей и порождает, как правило, счастье как основание нравственной жизни реферат жизнью.

Погоня за удовольствиями, в процессе которой легко прививается моральный релятивизм и даже цинизм, приводит к пресыщению если погоня оказывается "успешной" или к остро ощущаемой неудовлетворенности своим существованием если нет возможности утолить жажду наслаждений. В любом случае человек, ориентированный подобным образом, оказывается не в состоянии противостоять неблагоприятным обстоятельствам, достойно переживать неминуемые огорчения и страдания.

Сложность, противоречивость, многоаспектность человеческой жизни является основой разнообразия ее эмоционального восприятия, в котором причудливо переплетаются радость и грусть. Поскольку страдание многолико, нам позволительно классифицировать его, выделяя, например, деструктивное и конструктивное.

Названия эти, возможно, не совсем удачны, но они позволяют поставить реальную проблему. В самом деле, деструктивное страдание разрушает самые важные для субъекта ценности, делает невозможной на время или даже навсегда положительную оценку им своей жизни. Конструктивное, напротив, может усиливать и обогащать ощущение счастья. Формы того и другого вида страдания и его мера существенно определяются индивидуальными особенностями.

Тонко чувствующие, ранимые натуры, например, глубоко переживают малейшие нюансы в человеческих отношениях, непонятные и недоступные другим людям, с более грубой душевной организацией.

Еще на заре становления этической рефлексии мудрецы зафиксировали мечтает о собаке рецензия, выведенную из житейских наблюдений: избыток удовольствий неизбежно приводит к страданию, а вот страдание от отсутствия удовольствия правильно дозированное, конечновоздержание дает возможность достигнуть впоследствии высшей степени наслаждения.

Предвкушение удовольствия, отмечал Эпикур, способно облегчить наши страдания и даже, можем добавить мы, вызвать желание страдания. Последнее, правда, характерно для особо изощренных натур примеры такого рода можно найти в произведениях Ф. Достоевского и чревато патологией: упоением страданием, культом страдания.

Отчет о практике автосалонДоклад на тему сохранение культурного наследияВзаимодействие со службами жизнеобеспечения реферат
Человек и техника в мировой литературе докладКурсовая работа по конструированию одежды платьеСварочный участок курсовая работа
Доклады по уголовному процессуРеферат по гражданскому правуДоклад об обитателях водоемов
Реферат на тему понятие как форма мышленияКультура речи реферат по русскому языкуДоклад краткий о льве
Контрольная работа по дисциплине теория автомобиляДоклад о греческом театреДоклад на тему ядовитые змеи

Кстати говоря, физиологические исследования состояний остpoгo наслаждения показывают, что при нем в работу вовлекаются две системы: парасимпатическая, связанная с положительными эмоциями, и симпатическая, являющаяся одним из нервных коррелятов отрицательных эмоций1. Не случайно, поэтому, отрицательные эмоции слабой степени интенсивности могут оказаться притягательными для индивида, который стремится чаще всего бессознательно утолить свой "эмоциональный голод".

Не миновать счастье как основание нравственной жизни реферат двойственной счастье как основание нравственной жизни реферат грани: из смеха звонкого и из глухих рыданий созвучие вселенной создано".

Проблема счастья, конечно, не исчерпывается обрисованными здесь аспектами. Нужно отметить, что у счастья есть определенные количественные, если можно так выразиться, параметры. В различные моменты своей жизни человек может чувствовать себя или очень счастливым, или абсолютно несчастным, или находиться где-то посредине между этими крайними состояниями.

Даже "первое приближение" к изучению проблемы счастья позволяет нам увидеть, что понятие это обозначает чрезвычайно сложное, многогранное переживание, в котором в противоречивом единстве сплетаются тончайшие оттенки индивидуального мировосприятия. Тем не менее, можно говорить и о некоторых основаниях этого индивидуализированного жизнеощущения или, другими словами, об условиях счастья. Счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем, не, только духовное, но и подразумевающее материальное благополучие.

Мы часто слышим такие слова: "Я счастлив" или "Это самый счастливый день в моей жизни! Они представляют собой в основном своеобразные своды правил поведения, выполнение которых могло бы, по мнению их авторов, предохранить человека от всевозможных ошибок, потерь, разочарований и трагедий.

Форма поучения сохранилась и в более поздние времена в практически всех этических системах. Не лучше ли обратиться к опыту прошедших веков? Анализ большого числа сентенций великих мира сего позволяет прийти к выводу о том, что стремление к счастью генетически заложено в каждом человеке и составляет неотъемлемую часть его природы.

Осуществление же этого стремления вручено человеку как дар его свободной воли. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пьетро Помпонацци считал, что человеку естественно стремиться к счастью и избегать несчастья. Французский философ, теолог, физик и математик Блез Паскальстоявший у самых истоков философии Нового времени, выразил свои мысли на этот счет в следующем высказывании: Все люди стремятся к счастью - из этого правила нет исключений; способы у всех разные, но цель одна Счастье - побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься.

Философское осмысление темы счастья нашло свое отражение и в русской литературе. Многие произведения русской прозы реферат европейского по правам человека поэзии являются своеобразными философскими сочинениями, облеченными в литературную форму. Выдающийся русский писатель В.

Короленко говорил, что общий закон жизни есть стремление к счастье как основание нравственной жизни реферат и все более широкое его осуществление.

Отсюда получается — учение о человеке, человековедение. Наш внутренний стандарт никогда не осознается нами полностью.

Таким образом, значимость в жизни того, что люди называют словом "счастье", вряд ли вообще можно ставить под сомнение, и чтобы осознать это, не обязательно быть выдающимся моралистом, философом, богословом. Само по себе стремление человека к счастью - явление более чем очевидное. Приведенные же выше высказывания относительно данного предмета понадобились нам для того, чтобы высветить антропологический корень этого стремления - само существо человеческой природы.

Следовательно, решение вопроса о счастье, понимание счастья в большинстве своем зависит от решения вопроса о человеческой природе, понимании смысла и назначения бытия человека на протяжении веков, на протяжении всего периода существования человечества.

Скажем, рассмотрение категории счастья в плоскости социально-экономических отношений влечет за собой анализ счастье как основание нравственной жизни реферат удовлетворения потребностей физического уровня бытия человека, материального достатка, степени счастье как основание нравственной жизни реферат его социальным положением и т. Словом, здесь вступают в силу показатели так называемого качества жизни человека.

Августин Аврелий. Психологический аспект счастья подразумевает под собой анализ некоего психического состояния человека, которое можно охарактеризовать данным термином. Здесь скорее можно говорить о кратковременном состоянии переживания радости, необыкновенного душевного подъема, ощущения полета, влюбленности, небывалого прилива сил и т. Можно утверждать, что каждый человек стремиться быть счастливым, ощущать себя счастливым.

Что же значит жить в согласии с самим собой? Каждый свой поступок, каждую ситуацию человек подсознательно сопоставляет с неким стереотипом, находящимся в подсознании. Это сопоставление происходит независимо от нашего желания и практически не подконтрольно сознанию. Наш внутренний стандарт никогда не осознается нами полностью.

Люди, склонные к самоанализу и честные с собой, представляют его лучше, большинство людей хуже. Но никто не осознает себя полностью. Ну а чужая душа - вообще потемки.

ТЕМА 8. СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ

Если мы хотим воспитать гармоничную личность, способную быть счастливой, мы, прежде всего, должны выяснить ее природные наклонности, или, что более реально, создать условия для самоопределения личности.

Отрицание природных наклонностей может приводить к глубочайшим заблуждениям и трагическим ошибкам. Конечно, все люди - разные. Хотя все дети примерно в равной степени активны и любознательны, с возрастом расслоение нарастает.

Именно их стремление к счастью определяет основные черты и основные направления развития Техногенной Цивилизации. Кто нашел счастье, тот все нашел. Вопрос о том, что такое счастье и что значит быть счастливым, с давних пор волновал человека. В этом хорошо известном крылатом изречении народная мудрость "зафиксировала то обстоятельство, что счастье относится к глубинным сторонам человеческого существования, к самой его природе.

И уже только поэтому понятие счастья должно выражать определенный срез счастье как основание нравственной жизни реферат жизни человека". Сократ, Платон, Аристотель задумывались над целью человеческого бытия.

Аристотель пришёл к выводу, что такой целью является достижение счастья. И вот Аристотель начал поиск источников этого стремления к счастью.

Фундаментальной целью всякой религии и философии, а также психологии является оснащение человека инструментарием, который позволит ему достичь как можно большего удовлетворения. Что же нужно человеку для счастья?

Споры о счастье, которые вели греки во времена Аристотеля, имели своим предметом счастье уже в этом новом понимании; прежде всего спор шел о том, какие блага необходимы для счастья. Сам Аристотель считал, что для него необходимы различные блага; даже наивысшие, моральные и духовные, сами по себе для него недостаточны.

Чтобы быть счастливым, человек не может быть ни слишком уродливым, ни низкого происхождения, ни слабым и больным, ни нищим, ни одиноким, лишенным семьи и друзей; только сочетание различных благ составляет основу счастья человека. Начались поиски единственного наивысшего блага, столь важного, что его одного достаточно для счастья.

Наивысшим благом, достаточным для счастья, стоики считали добродетель, то есть то, счастье как основание нравственной жизни реферат для Аристотеля было едва ли не одним из его факторов. Они имели то же самое понятие счастья как обладания наивысшим благом, но усматривали наивысшее благо в другом, и поэтому у них был иной взгляд на счастье. Стремление к позитивной цели - ключ к счастливой жизни.

Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности.

  • Меня однажды озарило, что высшим состоянием души является то состояние, при котором слава — ничто, а счастье даже не нужно.
  • Представления человека о счастье входят в смысложизненную систему его ценностей и выражают его сущностное отношение к миру.
  • Кто нашел счастье, тот все нашел.
  • Как альтернатива депрессии, а следовательно и связанному с ней пессимизму, счастье соответствует оптимизму.

Если мы обратимся к словарю Ожегова С. Счастье — понятие морального сознания, состояния человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Макаренко считал, что счастливым человеком нельзя быть по случаю, выиграть, как в рулетку,- счастливым человеком надо уметь.

Таким образом, счастье счастье как основание нравственной жизни реферат это душевное равновесие, радость, доверие, ответственность. Американские учёные утверждают, что у них есть все основания считать, что люди с позитивным стилем отношения к жизни живут дольше, имеют больше шансов излечиться от счастье тяжёлых недугов и вообще меньше болеют.

Негативный стиль отношения, считает Д. Майерс, счастье как основание нравственной жизни реферат, запускает и поддерживает цикл саморазрушения человека и на психическом, и на соматическом уровне.

Линкольн А. Если обратимся к Цицерону, узнаем, что для достижения спокойствия и счастья следует обладать четырьмя классическими добродетелями: мужеством, умеренностью, разумом, справедливостью. Существует еще и определение счастья как "морального сознания, которое обозначает такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от нее означает не устремление личности, а исполнения этих устремлений. Четкая аскетическая направленность характерна для большинства этических концепций древнеиндийских философов, ранних стоиков, затем и для христианской религии. Так наивысшим счастьем стоики считали добродетель.

Кто хочет счастья, говорили они, пусть ограничивает потребности, ибо удовлетворение одних потребностей порождает. Потребности бесконечны, их невозможно удовлетворить. За счастье надобно контроллинг на производстве реферат, И за мечту, и за любовь.

Счастье есть удовольствие без раскаяния. Лев Толстой. Счастье — это без-ответственность. Александр Розенбаум. Для счастья недостаточно комфорта, покупается счастье ценой страдания. Истинная нравственность вырабатывается лишь в школе несчастий.

Фридрих Шиллер. Талантливый русский поэт и композитор, певец свободы и справедливости Игорь Тальков однажды заметил: "За счастье надобно бороться Что же представляет из себя эта борьба? Видимо, это борьба добродетели с пороком в человеческом сердце, борьба со своим эгоизмом, достижение той детской простоты, которую христианское мировоззрение возводит в ранг одной из высших добродетелей, обладание которой сулит обретение Царствия Небесного вспомним евангельское: "Будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное".

Человек так устроен, что он стремится к обеспечению своих интересов. И чаще всего бывает, что достижение какого-то своего личного интереса человек рассматривает как элемент счастья. Далее, стремясь к достижению оного, человек часто забывает о средствах для избранной цели. Использование же этих средств порой вступает в противоречие с интересами других людей, ибо "свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого".

Получается, что мы часто нравственной жизни построить свое личное счастье за счет окружающих. Это "счастье" недолговечно, так как противоречит основному нравственному закону "поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой".

Борьба за счастье — это борьба со своими пороками, недостатками, мешающими жить нам и окружающим. Жизнь освобождающегося от пороков человека наполняется особым смыслом — идеей нравственного совершенствования.

Каждый шаг вперед на счастье как основание нравственной жизни реферат пути — радость маленькой победы, каждый шаг назад — боль и горечь поражения. Человек, вставший на этот путь, с одной стороны, испытывает наслаждение уже от того, что идет по нему, а с другой стороны, чувствует бремя огромной ответственности перед Богом, ближними и самим. С каждым успешным шагом на этом пути у нас прибавляется уверенность в своих силах, повышается самооценка, крепнет вера и любовь.

У человека появляется все больше сил и возможностей для выполнения второй важнейшей христианской заповеди: "Возлюби ближнего своего как самого себя". С другой стороны, было бы большим заблуждением понимать счастье как результат достижения конечной цели устремлений человека — самого счастья. Если человек поставил высшей целью своей жизни достижение счастья и ничего более, то вряд ли это хоть сколько-нибудь согласуется с понятием нравственного мотива поведения. Не случайно японская мудрость гласит: "Счастье выпадает тому, кто его не ждет.

Аналогичную мысль выражает и русская пословица: "Счастья искать — от него бежать. О недопустимости превращения счастья в главную цель жизни говорит и замечательный русский писатель М.

Пришвин :"Нельзя целью поставить себе счастье: невозможно на земле личное счастье как цель. Счастье дается совсем даром тому, кто ставит какую-нибудь цель и достигает ее после большого труда. Требование же счастья себе самому, целеполагание его в качестве объекта стремления есть эгоизм, неизбежно ведущий к несчастью. Это отмечал известный моралист, родоначальник неклассической европейской философии Артур Шопенгауэр : "Важнейшее средство не быть несчастным — не требовать слишком большого счастья.

Близкую к этому мысль проводит и Буаст: "Мы были бы гораздо счастливее, если бы поменьше заботились об. Подсознательное стремление к счастью должно сочетаться основание сознательным стремлением к добродетели, и только тогда оно приходит к человеку, образно выражаясь, совсем с другой стороны, нежели его ожидают.

Счастье как основание нравственной жизни реферат — не мечтать о счастье, а думать о том, как стать достойным счастья. Поэтому, счастье есть итог длительного пути человека от порока к добродетели, результат борьбы с пороком, награда человека самому себе за свой упорный целенаправленный труд, как победа в описанной борьбе. О понимании счастья как заслуги говорил М. Пришвин: "Да, конечно, счастье необходимо, реферат какое? Наконец, существенно важным в стремлении к счастью является различение счастья как такового и средств его достижения.

Люди часто путают одно с другим и обожествляют то, что может как лишь вспомогательными ступеньками к счастью: деньги, положение в обществе, чувственные наслаждения и т.

Великий французский просветитель Гельвеций говорил по этому поводу следующее: "Если могущество и богатство являются средствами стать счастливыми, то не следует все же смешивать средства с самой вещью; не следует покупать ценой излишних забот, тягот и опасностей того, что можно счастье как основание нравственной жизни реферат дешевле. Словом, в поисках счастья не следует забывать, что мы ищем счастье, а не чего-либо другого".

Люди давно обратили внимание на диалектическую взаимосвязь счастья и несчастья. Более того, достаточно часто в арсенале мировой философской мысли встречается убежденность в том, что несчастье порой является залогом счастья, исходной точкой движения к.

Действительно, ведь люди чаще всего начинают размышлять о счастье только тогда, когда стремятся убежать от страданий, от несчастья. Только сам, набив шишки на своем собственном лбу, человек способен осознать справедливость того, что ему говорили старшие.

Они пробежали треть дистанции, когда один мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Счастье возможно только для тех, кто сможет забыть о смерти, так думали многие философы. Соответствует ли такое понимание нравственности нашей нравственной интуиции? А Счастье как социально- этическая проблема. Иными словами, правовые нормы ничего не стоят без норм нравственных.

Только пройдя через свои собственные страдания и мучения, мы начинаем приближаться к Истине и возрастать духовно. Не зря же говорят: "Не было бы счастья, да несчастье помогло. Русские пословицы гласят также: "Натерпишься горя, научишься жить" и "Кто нужды не видал, и счастья не знает. Истинная нравственность вырабатывается лишь в школе несчастий и Сенанкур утверждал, что лишь познав горе, заурядный человек может достичь душевной зрелости, еще не став стариком.

Баланш говорил о том, что несчастье закаляет душу и сообщает чувствам большую глубину и остроту; несчастье учит нас сострадать чужой боли. Русский гений Николай Васильевич Гогольотмечая антропологическое значение страданий, писал: " Несчастье умягчает человека; природа его становится тогда более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и повседневном положении Александр Дольский чутко подметил диалектику жизни реферат и духовности: "Благословляю боль и мрак за то, что научили Богу".

Конечно, мы живем в совершенно другую эпоху и поэтому, не особо задумываясь, нынешнее поколение полагает, что этические принципы, сформулированные мыслителями древности, устарели, не соответствуют духу и потребностям современной цивилизации, а значит, не достойны внимания.

Однако, дав себе труд внимательно прислушаться к советам древних мудрецов, мы увидим, что, счастье на свою "длинную бороду", их достижения и открытия в области морали не устарели. Доказательством этому служит подтверждение древней мудрости современной наукой по всему фронту: ведь большинство медиков, как, психологов в один голос говорят о том, что физическое и психическое здоровье человека, как необходимое условие обретения им счастья, зависит от образа жизни человека, то есть от соблюдения им нравственных ограничительных установок.

Что изменилось в нравственности человека как основном показателе, по мнению Аристотеля, выделяющем его из животного мира за тысячелетия? Стал ли человек более духовным, гуманным, то есть человечным? Ушедший навсегда драматичный двадцатый век, полный кровопролития, насилия, жестокости, всеобщего озлобления, не позволяет ответить на этот вопрос утвердительно.

Александр Дольский предельно ясно и четко выразил суть данной проблемы: " Наше основание нравственной изумляет, разрывает нас на части,мы гордимся этим веком, наша жизнь полна чудес, но на душу населенья — чести, мужества и счастья не убавил, не прибавил удивительный прогресс.

За тысячи лет возникло, оформилось и кануло в бездну множество самых различных религиозно-этических представлений, учений и концепций, стремившихся охватить феномен счастья.

Все их можно классифицировать по тем или иным основаниям на большие и малые группы. Кант считал, что нравственными являются поступки, совершаемые только из уважения к долгу. Если поступок сообразен долгу, как говорит Кант, но также соответствует и нашей склонности, то это означает, что он не является нравственным.

Но такой поступок не является и безнравственным, поскольку он соответствует долгу. Кант называет такой поступок его легальнымсчастье как основание нравственной жизни реферат есть соответствующим закону, но не имеющим нравственного содержания.

Соответствует ли такое понимание нравственности нашей нравственной интуиции?

2775856

Рассмотрим две ситуации:. Представим, что некто Х любит некую Y и делает ей добро. Творить по возможности добро другим людям представляет собой нравственный долг человека. Поэтому это его действие сообразно долгу. Мы, конечно, его за это будем ценить. Представим теперь, что Х не любит Y. Эта Y ему просто противна, но он все-таки делает ей добро, потому, что это его долг. В какой ситуации поступку Х мы припишем большее нравственное достоинство?

Ваш IP-адрес заблокирован.

Я думаю, что почти каждый скажет, что во второй. Это соответствует той нашей интуиции, что если мы выполняем долг при отсутствии или тем более в противоречии со своей склонностью, то такому поступку следует приписать безусловное нравственное достоинство. Кант осознал в этике одно важное обстоятельство. Нравственность нельзя построить на чувстве, сколь бы привлекательным нам это чувство не. Этику можно построить только на разуме и на вытекающем из разума понятии долга.

Наши примеры показывают, что такое понимание нравственности соответствует нашей нравственной интуиции. Кант ее только точно выражает и относительную степень нашей интуиции превращает в абсолютное веление нравственного долга. Однако, что же велит нам нравственный долг? Что же это за закон? Кант называет свой нравственный закон категорическим императивом. Это связано с тем, что сам закон проистекает из разума, но руководствуются им существа, которые обладают также и счастье как основание нравственной жизни реферат.

Поэтому он не действует непосредственно, как, например, законы тяготения или химических реакций, а представляет собой веление императивпредписывающее нам выполнение или невыполнение некоторых поступков. Однако велит он нам категорически, то есть безусловно.

Уровень счастья в бизнесе и в жизни. 5 факторов счастья по Мартину Селигману.

Поэтому Кант и называет его категорическим императивом. Императивы еще бывают и условные, но их мы не будем рассматривать.